Всего четыре работы Микеланджело находятся вне Италии, и одна из них — в Брюгге. Это произошло так: заказчику не понравилось, что младенец на руках у Мадонны голый, а фламандский купец тут как тут — сторговал и отвез домой. Эта история замечательно характеризует жителей Брюгге: католическая романтика и сугубая практичность, отсутствие предрассудков и отличный вкус.
А еще у них порядок с местным патриотизмом и с чувством юмора.
«Как вам наша погода?» — портье в Kempinski спросил это очень многозначительно. «Отличная. В Брюсселе утром тоже было солнце». — «В Брюсселе? Не смешите. Вот в Брюгге — всегда солнечно. Особенно на Рождество. И в дождь…»
Прекрасно сохранившийся средневековый городок. Всего 117 тысяч населения, но пропускает через себя почти четыре миллиона туристов в год. Естественно, процветает. Каждая утка в канале, каждый горбатый мост и черепичная крыша, не говоря уж о готических шпилях и брейгелевских чертях, до лоска заласканы, зафотографированы, заинстаграмены, замишленены. Но славы не бывает слишком много — видимо, так решили бюргеры (ести их можно так назвать), когда их коллективную способность ксамоиронии подвергли испытанию. Фильм «Залечь на дно в Брюгге» — жесткая криминальная трагикомедия. Киллеры, наркотики, пули дум-дум, русский мафиозо, амстердамские проститутки; сочетание в одном предложении терминов «фак» и «кровь Христова», не говоря уж про «фак» и «старинные здания»; Рэйф Файнс вообще с чем-то вроде синдрома Туретта. Американских туристов оскорбляют, высмеивают, грабят — это вам не Вуди ваш Аллен с его глазированными пряниками про Рим, Париж и Барселону.
В общем, брюжцы (я бы называла их так) могли бы обидеться.
Но не стали. А даже наоборот — всячески способствовали съемкам; устроили себе из этого развлечение. Ну и поток туристов после фильма меньше, мягко говоря, не стал. Список достопримечательностей обновился. Например: «Тот самый дом, из которого Колин Фаррелл прыгнул в канал». Колокольню на Рыночной площади, чьи 366 ступенек и без того облизаны всеми путеводителями, теперь называют не иначе как та-самая-колокольня-из-кино.
В этом прелесть Брюгге: при всей своей рождественской открыточности он не скучный. И не душный. Городское устройство здесь гениально приспособлено для прогулок: из точки А до точки Б идти максимум минут двадцать, но пройти можно двадцатью разными путями, причем через каждые двадцать шагов открывается такая видовая точка, что прямо ух. А еще здесь чувствуется близость моря. Его не видно, но ветер иногда пахнет йодом, на средневековом рыбном рынке за копейки продают мелких серых креветок, которых рыбаки варят в морской воде прямо на лодке, и все грызут их как семечки, запивая винцом или пивом; и нет-нет да и пролетит чайка. А в остальном — как обещано: узкие улочки, остроконечные крыши, фламандские примитивисты в музеях, лебеди на каналах. Как в долбаной сказке.
А еще в Брюгге очень много художественной ковки. Она настолько красива, что хочется ее фотографировать еще и еще. К Вашему вниманию студия художественной ковки. Закажите себе домой маленький шедевр, который вписывается в любую дизайнерскую идею.